Персональная страничка дефектолога

Подуст Маргариты Геннадьевны

 

Рекомендации родителям

Развитие элементарных математических представлений

«Учим и запоминаем с ребенком печатные буквы»

1. Сначала знакомим ребенка с гласными звуками: «а», «у», «и», «ы», «э»,  с тем, как “звучит” каждая гласная буква.

Учим различать гласные звуки по признаку контраста, уточняем особенности артикуляции каждого гласного звука перед зеркалом. (Изучение гласных букв Е, Е, Ю, Я «оставьте на потом».)

2. Используем картинки-символы для усвоения гласных звуков:

Девочка Аня укачивает куклу и поет песенку: «А – а – а!»

«Поезд подъезжает к станции и гудит: у – у – у!

«Жеребенок потерялся и зовет лошадку: «И – и- и!»

«У девочки Оли болят зубы: «О- о – о!»

Катер подплывает к пристани и гудит: ы- ы –ы.

Мама укоризненно говорит сыну: «Э –э –э!» «Повтори!»

Учим различать  близкие по артикуляции звуки  гласные звуки «о», «у».

3. Рассматриваем с ребенком предметные картинки на букву А (У, О, И). Учим ребенка на своем примере интонационно выделять первый гласный в словах: а-а –арбуз, а-а –аист, а-а –автобус. Учим ребенка запоминать картинки в букваре на изучаемую букву.

4. Поощряем  желание ребенка придумать свое слово на заданную букву. Постепенно учим ребенка выделять первый звук в слове.

«В словах утка, удочка  какой первый звук?» «В этих словах первый звук «у». (При затруднении ребенка даем готовый ответ и просим его повторить)

5. При изучении букв соблюдаем  принцип последовательности и систематичности. Прежде чем приступить к знакомству с новой буквой, повторяем с ребенком те буквы, которые он уже знает.

6. Не следует заучивать сразу все буквы алфавита, как это обычно бывает при их заучивании по таблице с предметными картинками на каждую букву.

7. Буква – это знак звука. Необходимо, чтобы ребенок правильно произносил звук, соотносил звук с буквой. «Послушай, как звучит буква: «м», «н», «с», «л»

Совет: не называйте согласные звуки с призвуком гласного, например, «сэ» или «эм», «эн». Не следует заучивать буквы так, как они звучат в алфавите. С алфавитом дети познакомятся в первом классе. Дошкольнику нужно знать «как звучит буква», то есть называть только звук.

8. При знакомстве с буквами обязательно учитываются особенности звукопрозношения ребенка, его реальные возможности. На начальном периоде обучения чтению не следует знакомить ребенка с буквами, которые звучат дефектно, нечетко. Например, если ребенок не произносит звуки “р”, “л”, то и знакомство с соответствующими буквами отодвигается.

Используйте  игровые упражнения на усвоение графического образа букв:

- Нахождение буквы по образцу (“Найди такую же букву в разрезной азбуке, среди магнитных букв”);

Нахождение буквы без образца (“Найди букву, которую я сейчас назову”.)

Составление буквы из счетных палочек (обязательно уточняется пространственное расположение элементов букв). Из 2 счетных палочек можно сделать буквы  Т, Г, Л; из 3 палочек – А, У И, П, Н, К; из 4 палочек – Ш, М, Е.

-Обведение буквы по трафарету, обведение контура магнитных букв.

Лепка букв из пластилина, соленого теста.

Конструирование букв.   Сначала взрослый рисует или выкладывает на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка.    Затем ребенок копирует букву из предложенного материала. Используйте для занятия мозаику, орехи, каштаны, шишки, желуди, пуговицы, фасоль. Конечно, все игровые упражнения с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.

- Выкладывание буквы из одной или 2 толстых шерстяных ниток

(  Р, О, В, Б, З, И, С, Г, К, Л, М, Н, П, У,  Э, Я).

Создание и  модели буквы из деталей  конструктора

–  Используем прием «дерматолексии»: взрослый «пишет» на ладони ребенка своим указательным пальцем букву, а ребенок называет узнанную им букву.

– Рисуем букву указательным пальцем на столе, за которым сидит ребенок, а ребенок называет ее.

– Рисуем букву в воздухе пальчиком на «невидимом экране», а ребенок узнает  букву по ее  графическому образу и называет ее.

Рекомендации родителям

Развитие фонематического слуха у дошкольников

Рекомендации родителям

Чем заняться  с ребёнком дома:

1. Вырезывание ножницами.

2. Вышивание.

3. Лепка пластилином, глиной, солёным тестом (Рецепт солёного теста: 300 гр. муки, 300 гр. соли, 1 ст.л. растительного масла, 200 мл. воды. Хранить в целлофановом мешочке в холодильнике).

4. Сортировка крупы.

5. Упражнения с шишками:

  • массаж рук и ног;
  • выкладывание различных предметов, цифр, букв, геометрических фигур.

6. Упражнения со спичками:

  • перекладывание по одной;
  • выкладывание предметов, фигур, букв (по образцу, по памяти, выложи вторую половинку предмета).

7. Упражнения со шнурками:

  • завязывание и развязывание узелков;
  • зашнуровывание и расшнуровывание ботинок;
  • плетение.

8. Упражнения с фантиками от конфет:

  • скатать шарик;
  • разгладить мятый фантик;
  • порвать на мелкие кусочки;
  • складывание поделок «бабочка», «веер».

9. Приготовление овощных или фруктовых салатов: морковный, свекольный, яблочный. Ребёнок сам трёт овощи или фрукты на крупной тёрке, заправляет маслом, сахаром, изюмом и т. д.

10. Игры с клубочками шерсти:

  • разматывание и заматывание;
  • подбрасывание и ловля;
  • прокатывание;
  • выкладывание по величине;
  • группировка по цвету.

11. Упражнения с пуговицами:

  • выкладывание по величине;
  • группировка по цвету;
  • пришивание и отрывание.

12. Работа с раскрасками:

  • обведи изображение фломастером по контуру;
  • переведи изображение на кальку, через копировальную бумагу.

13. Игры с мячом:

  • подбрасывание вверх и ловля, перекладывание из руки в руку;
  • прокатывание в ворота;
  • метание в цель (метка на стене, попади в коробку, сбей кеглю).

14. Прокати машинку или проведи игрушку по дорожке (дорогу выложить из кубиков или из полосок бумаги).

Оставить комментарий